Идея проехать на велосипеде из Петербурга в Москву озарила меня ещё в прошлым летом, когда я начал готовиться к марафону. И я наматывал свои тренировочные круги в парке, а уже предвкушал поездку длиною в 1000 километров. Но всё смешалось с этой пандемией, коронавирусной истерикой, отменой вылетов, сорванным отпуском, нервной работой в период «самоизоляции». И я решил не откладывать на лето такую чудесную возможность уехать от этого всего бреда в одиночное путешествие дней на 8-10. И стартовал в последнюю неделю мая. Вышло немного быстрее и я рассказываю, почему так случилось. Всему виной ухудшающийся прогноз погоды к концу поездки.
Кому лень дальше читать, то вот ссылки на мой ютубканал и видеозаписи по дням поездки:
1 день. https://www.youtube.com/watch?v=dzHqvyx8vPs
2 день. https://www.youtube.com/watch?v=-MUisPb8z7Q
3 день. https://www.youtube.com/watch?v=QrMhJUqQhhU
4 день. https://www.youtube.com/watch?v=7_JMECJb7ho
5 день. https://www.youtube.com/watch?v=qOfXUp7F2r4
6 день. https://www.youtube.com/watch?v=uTJkAC5uAKU
7 день. https://www.youtube.com/watch?v=va5I8wmLp3Q
Итак, мы избавились от тех, кто поглощает информацию через видеокартинки, а не через старые добрые буквы и образы, поэтому подсаживайтесь ближе, мы начинаем.
Решился я ехать на «Сапсане», на самом первом, чтобы приехать в Петербург пораньше и сразу же стартовать в обратном направлении. Переезд с велосипедом не так уж и сложен. Снимаем переднее колесо, уматываем всё в плёнку, вызываем такси «минивен» и на вокзал. Да, я не прохожу в заявленные габариты ручной клади, но никому до этого и дела нет. Главное соблюсти внешние приличия — велосипед никому особенно не мешает и не пачкает других пассажиров. При поездке на «Сапсане» билет для велосипеда покупать не требуется.
В поезде почти никого нет, можно ехать с дополнительным комфортом, вытянув ноги. Поспать, к сожалению, не удалось, адреналин легкими волнами поступал в кровь: я же еду в такую долгую соло-поездку. Велосипед собираю прямо в вагоне, чтобы не терять времени. И вот в 10-00 утра я уже на Дворцовой площади. Позади Зимний дворец — впереди Москва.
День 1. СПб — Апраксин Бор. 122 км. Маршрут: СПб — Пушкин — Павловск — Тосно — Любань — Апраксин Бор. 122 км. Ночевка в лесу рядом с плотиной бобра.
На площади меня встречает мой друг Рома, чтобы составить мне компанию на первые 20 км до конца границ города. Мы катим по прекрасному Петербургу, пьем кофе на вынос, я закидываюсь стандартным обедом из ресторана быстрого питания и мчу уже в одиночестве на юго-восток.
Погода чудесная, я мониторил почти весь месяц и мне несказанно повезло. 6 дней из 7 не было ни капли дождя!
Улицы пустынны, солнце светит, молодая зелень рвётся на свободу, прям как и я. Ворота Екатерининского дворца в Пушкине закрыты, я вспоминаю, какие обычно тут очереди, что до драк даже доходит. А сейчас…
В Пушкине определенно хочется остаться подольше: тут прекрасный асфальт, велодорожки, чудесная атмосфера и 5 км до Павловска пролетают просто незаметно. Я так хотел проехать через весь дворцовый парк, но карантин, карантин, карантин… Хорошо, что я эти города уже посещал ранее и могу просто порыться в воспоминаниях.
Поэтому я поворачиваю на выезд к трассе на Москву. Изначально была мысль ехать окольными путями через Радофинниково, но тащить велосипед на руках, эдак км. 10, по заброшенной железной дороге меня так и не вдохновила. Я малодушно ухожу на трассу, чтобы преодолеть 50 км. не по болотам. И за 2,5 бодрых часа доезжаю до Любани, закупаюсь продуктами и питьевой водой в магазине. Я уже оттрубил свои запланированные 100 км., поэтому просто сворачиваю на региональную дорогу и ищу место для ночлега. Уже вечереет, но сезон белых ночей открыт и ехать можно бесконечно долго. Вот и мне не хочется останавливаться в свой первый день. Поэтому я проезжаю песчаные карьеры, удивительные сосновые леса и нахожу себе отличную стоянку гораздо дальше запланированной.
Грибы, комары, плотина бобра.
Громкий ёж и тысячи птиц, поющих на все лады.
Скажу честно, выспаться мне не удалось. Помылся я с большим трудом, отлично поужинал, но спал плохо: мёрз и боялся, боялся и мёрз. Слишком много непривычных звуков, довольно трудно отключиться от всего и беззаботно уснуть.
День 2. Апраксин Бор – Шимск. 149 км. Маршрут: Апраксин Бор — Тёсово-Нетыльский — Подберезье — Великий Новгород — Шимск.
Встал в 4 утра, согрел чай, сварил каши и помчал дальше. По планам было доехать до Великого Новгорода. Пока не взошло солнце реально дрожал от холода. Температура была близка к 0, а ехать быстро я не мог. Пришлось км 25 пилить по ужасному грейдеру до посёлка Тёсово-Нетыльский. Ехал и ужасался, чтобы такая дорога не была до самой Москвы. Иначе мне тут месяц ехать. Если успевать смотреть не только на дорогу, то тут красиво.
Хотя и не без этого.
Ещё раннее утро, а я устроился на перекус прямо в музее Тёсовской узкоколейной железной дороги.
Автомотриса. Это такой автобус для железной дороги, когда в одном вагоне и машинист, и пассажиры.
Дрезина. Я немного посмотрел и другие экспонаты: старые вагончики, проходчик по путям.
И поехал дальше, сильно радуясь начавшемуся асфальту. Магазины ещё закрыты, поэтому пополняю запас колодезной водой. Очень вкусная!
К обеду, наконец, полноценный привал на лавочке перед магазином. Пользуясь случаем, что есть телефонная связь (вчера не было примерно км. 20-30), звоню Юле в Москву и прошу уточнить, какая ситуация с отелями. В Великом Новгороде всё есть, можно доехать и остановиться на ночёвку. Хочется уже помыться в душе, а идёт всего лишь второй день похода.
Выезжаю в районе Подберезья и по прямой мчу в Новгород. Красиво, но как-то неухоженно.
Зато пейзажи тут хороши.
Новгородский кремль открыт, поэтому я пользуюсь возможностью и проезжаю внутрь.
Древний Софийский собор.
И чудесный пляж, на котором я опять толком не успел побывать. Но я уже принял решение, что 100 км. на сегодня для меня маловато. Маловато будет! — гнусавлю я, и Юля бронирует мне отель в 50 км. в Шимске.
И я еду по унылой и пыльной автодороге. Километров за 30 до финиша я понимаю, насколько я сильно вымотался уже, но отступать поздно, поэтому еду дальше. Отель — это обычный деревянный домик с видами на реку Шелонь. Я принимаю очень горячий душ, наливаю кружку с чаем и сажусь на берегу, лениво отгоняя комаров. Надо спланировать завтрашний день и разобраться с впечатлениями сегодняшнего.
День 3. Шимск – Демянск. 147 км. Шимск — Коростынь — Старая Русса — Коровитчино — Демянск.
Утром я проснулся полный сил и энергии и решаю: ехать и ночевать в лесу где-то между Старой Руссой и Демянском или уже мчать до изнеможения, но спать в единственном отеле в Демянске. Окончательно буду решать после обеда, говорю себя я, и отправляюсь в путь. Дорога от Шимска до Демянска потрясающа все 145 км!
Все эти дни я очень рано ложусь, потому что меня утомляет наматывать такое количество километров, но зато рано встаю без будильника в 4-5 утра и отправляюсь в путь. Машин ещё нет, солнце уже встало, ветра никакого — велосипедная идиллия!
в 7 утра я завтракаю на тёплых камнях у берега Ильменя. Прямо чувствую, как я доволен собой, что всё складывается так хорошо.
50 км. до Старой Руссы пролетают незаметно. Я въезжаю в город, катаюсь немного по площади, восторгаюсь нарядной водонапорной башней.
Заезжаю в Воскресенский собор и обедаю прямо на слиянии рек Полисть и Порусья.
Чувствую себя превосходно, ноги не сводит, технических проблем нет, на улице тепло и прогноз хороший на 2 дня вперёд. И я просто погружаюсь в велосипедную нирвану и качу себе и качу, почти не останавливаясь. Ароматы трав, шум рек и пение птиц. Меня изредка, может раз в 5 минут, обгоняет машина, я понимаю, что Демянск — это явно не столица мира, но мне хочется туда доехать.
Ожидания от Демянска полностью оправдываются.
Зато вот здание земства роскошно!
Меня пускают в мой номер, радуясь, что я не машине с московскими номерами, а то свои же сдадут и выпишут штраф отелю. Хозяин очень приветлив и даже разрешает затащить мне велик прямо в комнату.
Я буквально немного гуляю по Демянску, сижу вечером на берегу речки Явонь и вспоминаю заканчивающийся день. Нос, щеки, запястья и колени сгорели. Я радостно поглаживаю немного зудящую кожу. Это лучше, чем дождь.
День 4. Демянск — Осташков. 131 км. Маршрут: Демянск — Пеньково — Молтовицы — Свапуще — оз. Сабро — Хитино — Осташков.
Утро начинаю в привычном бодром стиле, намереваясь до обеда преодолеть обязательную «сотню» километров, а остаток дня докатываться в своё удовольствие. Проезжаю деревеньки, иногда такие маленькие, что там буквально 2 дома осталось. Много брошенных домов.
Но дорога оказывается в дырах и я растрясаю на ней так свой багажник, что с него начинают вылетать болты. Один я смог заменить, второй — нет, поэтому еду уже чуть аккуратнее. Путь впереди ещё слишком длинный.
Я выезжаю на песчаный грейдер между Молвотице и Свапуще. И эдак 20 км. то еду, то толкаю велосипед по вязкому песку. Жарко, пыльно, машин почти нет.
Пока я устраивал привал на брёвнах, то встретил случайного велопопутчика Виталия, и мы уже вдвоём покатили в направлении Осташкова. Да, вот так просто, «привет-привет» и поехали вместе.
Сворачиваем с дороги, чтобы пообедать на берегу озера Сабро. К Селигеру оказалось довольно трудно найти свободный подход. Оставляю тут Виталия, ему скоро поворачивать в другую сторону, а сам мчу по хорошему асфальту в Осташков.
И вот я вкатываю в городок. И мне так тут нравится! Эти церкви, эти маленькие домики, эта небольшая городская суета.
Я уже сильно устал, проголодался, но из обязательной программы мне надо посетить Житный остров и остров Кличен. Они соединены дамбой с Осташковым. Кличен — остров заповедный, поэтому тут звенящая тишина, сосновый запах и всплески рыб из озера. И адов комариный звон!
Я бы закончил свой день прямо вот тут на пляже в Кличене, но не знаю, можно ли разбивать здесь палатку, поэтому бронирую отель в Осташкове и возвращаюсь в город. Тут у меня впервые в поездке спросили паспорт.
Я еду через весь город и даю себе зарок вернуться сюда ещё раз. Мне хочется ещё раз тут побывать.
День 5. Осташков — Торжок. 133 км. Осташков — Осцы — Жданово — Кувшиново — Нижненегочанское вдхрн. — Макарьино — Торжок.
И снова ранний подъем, дорога предстоит по асфальту, поэтому я не переживаю за велосипед, багажник и свои ноги. Именно в такой последовательности не переживаю.
Небольшая остановка, чтобы снять церковь.
Устраиваю себе длительный привал на пляже Нижненегочанского водохранилища. И даже немного валяюсь на песке. К вечеру уже вижу много облаков на небе, погода портится.
В вечеру приезжаю в Торжок. И я снова приятно удивлён! Перед тем, как поехать в отель, я катаюсь по улицам, наблюдаю неспешную городскую жизнь. Речка Тверца и церкви Борисоглебского монастыря.
Преображенский собор закрыт.
Но зато по тропинке я выезжаю к Борисоглебскому монастырю. «Моя внутренняя девочка» пищит от восторга и хлопает в ладоши!
Борисоглебский монастырь открыт. Я хожу по внутреннему двору, трогаю камни церквей, фотографируюсь. Я тут единственный посетитель. Потом я углядел объявление на церковной лавке, что можно за 100 руб. подняться на Свечную башню. Башня на фото вверху слева. Звоню, выходит женщина, я ей 100 руб., она мне ключ и разрешение осматривать всё самому. Лучше и не придумаешь!
Я поднимаюсь на смотровую площадку и передо мной весь Торжок.
Такой уютный и солнечный!
Я спускаюсь с башни, чтобы поехать уже в центр города. Аккуратная набережная речки Тверца.
Я заселяюсь в отель, заказываю доставку еды в номер и уминаю сразу два комплексных обеда. А потом иду, по привычной схеме, в магазин, чтобы купить продуктов в завтрашнюю дорогу. Неожиданные памятники Торжка.
Прогноз погоды на завтра печалит неимоверно: обещают очень сильный дождь с небольшими перерывами. А я хотел бы доехать до Большого Завидова и заночевать в палатке на берегу Волги. Планы придется менять уже по погоде.
День 6. Торжок – Тверь — Клин. 145 км.
Встаю в 3 утра, чтобы опередить на 3 часа дождь, погнать по трассе на Москву и успеть доехать до Твери сухим. Но без шансов. Дождь догоняет меня за 15 км. до Твери и нещадно поливает целый час. Поэтому принимаю решение снять хостел и остановиться для просушки и принятия решения, что делать дальше. 8 утра, а я уже проехал 70 км, завтракаю второй раз, принимаю душ и ложусь спать. Как ни странно, сплю крепко и хорошо. Смотрю снова прогноз. 2 часа не будет дождя. Потом опять польет. Мне не хочется оставаться в Твери, я уже тут был пару раз и всё успел посмотреть. С вами фотографиями не делюсь в это раз, т.к. дождь лил очень сильно. Про Тверь можно почитать вот тут: Тверь.
Прикидываю, что при такой погоде ночёвка в палатке будет страшным мучением, поэтому Юля приходит мне на помощь и находит отель рядом с г. Клин. Немного далековато, т.к. ехать еще 70 км, а у меня только 2 часа времени без дождя, но я пытаюсь. Снова выезжаю на трассу и мчу по обочине. К Завидово я подъезжаю уже мокрым, уставшим, но зато остаётся всего-то 30 км. Да и дождь уже почти закончился. Покупаю вкусную рыбу в ларьке возле дороги и вкручиваю педали дальше так быстро, как могу. Холодно, мокро, нельзя никаким образом замёрзнуть.
Дождевик и непромокаемые бахилы сильно помогают.
К вечеру я в отеле. Врубаю обогреватель на полную мощность, развешиваю мокрые вещи, моюсь, чищусь от песка и грязи. И снова в магазин за ужином. А там меня встречает вот такой бедолага. Отдаю ему свою тушенку на завтрашний обед, рассудив, что я уже в Московской области и с голоду не умру.
День 7. Клин – Москва. 103 км. Клин — Решоткино — Караваево — Якиманское — Соколово — Брехово — Митино — Москва.
День до обеда обещают без дождя и я выезжаю. Остается чуть больше 100 км. до дома, я неспешно качу по знакомым местам, но чувствую, как ноги просто наливаются свинцом, так я устал, и мне хочется быстрее оказаться дома.
Но я знаю, что я доеду. И вот позади 930 км. пути, 7 прекрасных дней, почти всегда наедине со своими мыслями, 6 регионов России. Мой путь завершается. И так радостно, что всё удалось: я смог проехать это расстояние, не заболел, не сломался, ничего страшного не приключилось. У меня масса впечатлений. А ведь эта затея казалась такой сложной. Но нет, большой путь начинается с одного маленького шага. Нужно просто не бояться его сделать.
Отличный получился рассказ! Чувствуется, что поездка тебя тебя сильно впечатлила :))
[Ответить]
Алексей Прищеп Reply:
Июнь 8th, 2020 at 09:05
🙂 Нужно теперь придумать новую вершину.
[Ответить]
Меня больше впечатлило, что еще есть города, судя по фото, где не настраивают в беспорядке высотные дома, человейники. Это радует. Малоэтажные городочки такие уютные и клмфортные.
Поздравляю со взятой высотой
[Ответить]
Алексей Прищеп Reply:
Июнь 8th, 2020 at 09:05
Да, так хорошо среди невысоких домиков. Это правда.
[Ответить]
Отличный рассказ! Думаю, нам бы хоть на машине проехать по этим местам…
[Ответить]
Алексей Прищеп Reply:
Июнь 14th, 2020 at 22:55
Спасибо!
Там, и правда, неплохо. Сегодня ехал на машине с Селигера и проехал за 1,5 часа весь мой день пути на велосипеде и поразился, что медленный путь оказывается такой яркий и запоминающийся.
[Ответить]