Страна Велосипедия

Из Парижа мы едем на скоростном поезде Thalys. Если побеспокоится заранее, то можно уехать всего за 35 евро. Уютно усаживаемся, наливаем в кружку чай, подключаемся к вай-фаю и розеткам. Что ещё надо детям XXI века? 4 часа пролетят незаметно.

Вся эта поездка была задумана вот ради этого синего кренделя на фото. Чудесные 170 км пути нас ждут впереди.

Амстердам в эту программу почти не входил, мы тут уже были, а хотелось прокатиться именно по мелким городкам Голландии. Мы забронировали себе велосипеды заранее: для меня — туринг (велосипед для длинных комфортных поездок), для Юли — электровелосипед. Всё-таки каждый день нужно проезжать по 50-60 км. Кстати, вот чего я не ожидал так то, что аренда велосипеда по цене равна аренде автомобиля! Да как же так?! За хороший велосипед надо отдать 25-30 евро в день. Да и выбор прокатных контор не так уж велик. Наверное потому, что у каждого тут свой двухколёсный друг. В общем, буквально за час (а голландцы очень неторопливы) мы седлаем наших железных коней и выезжаем в путь! Кривые домики Амстердама проносятся мимо.

Первым делом мы вкатываем на паром прямо на велосипедах. Северная часть Амстердама сообщается центром города бесплатным паромным сообщением. Я почему-то думал, что это будет самая сложная часть пути, но оказалось, что главный сюрприз нас ждёт впереди.

Мы мчим по солнечным дорожкам вместе с десятками людей, которые едут домой, по делам, в школу, в магазин. Останавливаемся на разводных мостах, чтобы пропустить яхты и корабли и через 5 минут продолжаем путь. С разводом мостом голландцы не медлят. И вот уже первая на сегодня остановка — домик Петра I в Занстаде. Именно сюда он приехал на 8 дней для стажировки корабельному делу на верфях Ост-Индской компании. Дом сохранили, его одели в каменный футляр, но избушку уберегли. Всё подлинное.

Дом кривенький, доски и брусья поползли в разные стороны, поэтому возникают забавные оптические иллюзий, но зато вы может войти в этот дом и потрогать настоящие старые доски.

Все стёкла исписаны памятками «здесь был Вася». Только писались они обычно брильянтом с кольца, так что записи, в основном, принадлежат очень состоятельным людям XIX века.

Здесь побывало много известных личностей, всё-таки визит царя России, а потом уже и Российской империи, в такой глубинке произвёл впечатление на европейцев.

Сам же город давно перестал быть корабельным центром, а превратился в простое милое местечко, где можно сесть на центральной площади возле памятника царю-плотнику в сонной кафешке и пообедать горячим супом с ароматной лепешкой. Так приятно, что в Голландии едят горячие супы. На улице солнечно, но ветер с Атлантики холодный, одевайтесь теплее.

В Занстаде есть ещё одно примечательное место — Intel Hotel. Он выстроен словно из фасадов голландских домиков. Да и вся ближайшая территория ему под стать.

Довольно трудно описать, но это классное место, тут крайне приятно находиться. Ощущения, что ты попал в мультик и сейчас выйдут какие-нибудь смурфики или начнутся чудеса.

Следующая точка — Заансе Сханс. Это тематическая деревня, где всё попытались устроить, как было пару сотен лет назад. Настоящие работающие мельницы. 

Можно подняться внутрь и посмотреть, как мелют пшеницу или специи.

Сыроварни.

Зелёная травка с каналами. 

В каждый из домиков можно зайти, там сувенирные магазины и мастер-классы. С одной стороны, это замечательно и очень любопытно, а с другой — всё это красивая инсталляция, где настоящего очень мало. Да и ко всему прочему, уже поздно, нас ждут еще 30 километров до нашего дома в самой натуральной, а не туристической, деревне, где мы сняли комнату в доме.

Поэтому мы снова крутим педали среди чудесных голландских полей и каналов. Еще пара часов, которые мы проезжаем через страну, познавая новые для себя особенности быта и культуры, и мы на месте. Вид на задний двор, поля и курочек, которые пришли поспрашивать у нас немного хлебных крошек, пока мы завтракаем утром.. Ну как их не угостить, если мы только что съели их яйца. Вчера позади мы оставили 60 км, на сегодня запланировано еще 70.

Прогноз погоды оказывается вполне благоприятный, и легкий дождик почти не портит нам настроения. Из-за вчерашней слабости мы пропустили Эдам и Волендам, которые хотели посетить изначально. Оставим их на следующий раз. А сегодня мы держим путь в Хорн.

Эта церковь. Была церковь. Теперь это дом. Многоквартирный. Не верите, а это так. Посмотрите на церковную крышу слева на снимке, это мансарда с окошками. Да, это норма для протестантской Европы, что если община не может содержать церковь, то она переходит в государственную собственность, и её продают. Теперь тут жильё, а в Генте — антикварный рынок. С трудом себе представляю, как можно жить в здании церкви.

Так скромно выглядит мой велосипед, с очень крутым велооборудованием. 

Сегодня воскресенье, и, по старой доброй европейской традиции, все магазины закрыты, но зато работают булочные и мясные лавки. Нам негде позавтракать, даже кафе не открылись ещё, поэтому мы покупаем горячий хлеб, а мясник режет для нас салями. Мы садимся на скамейки на главной площади Хорна, жуем эти импровизированные бутерброды. В XVII века тут было сильно многолюднее, всё-таки центр Ост-Индской компании, крупнейшей компании мира в то время, которая торговала специями. Между прочим, тот же черный перец продавался на вес золота. Но зато в порт возвращался только каждый третий корабль и лишь каждый третий матрос становился богачом. Кстати, мыс Горн — это и есть Хорн, в честь него и назван.

В порту как раз стоят реплики парусных кораблей, а вдалеке в море плавают настоящие яхты.

Нам пора ехать дальше. Велосипедной инфраструктуре в Голландии можно петь дифирамбы до бесконечности. Я не выкладываю ни фотографии велоразвязок, ни огромных веломостов через каналы, не пишу ни про количество и качество асфальта. Просто посмотрите на эту велоурну, в которую можно выбросить мусор, не останавливаясь. Ей богу, вы всё еще спешиваетесь на пешеходных переходах, т.к. этого требуют правила?! 25% транспортных перемещений в стране осуществляются на велосипеде. Так вот, велосипед — это не развлечение, это транспорт с равными правами автомобилю и пешеходу.

Помните, на карте наш маршрут проходил по морю? Это дамба с 2 полосами для автомобилей, с велодорожкой и большой дюной, которая защищает нас от морского ветра. Нам почти никто не встречается, дорога пустынна. Это абсолютное велосипедное счастье длиною в 20 километров! Ехать солнечным днём, обдуваемый свежим морским бризом в чудесной компании!

И вот тут нас ждёт подвох. Я как-то заметил, но не сильно поверил своему предчувствию и догадкам в знании голландского, а он чем-то похож на немецкий. Теперь я понимаю, что означал знак в самом начале, когда мы въехали на дорогу — «Конец велосипедной дороги через 10 км.» И дорожка реально заканчивается на середине маршрута возле небольшого кафетерия. Всё перекопано, висит объявление, что ехать дальше нельзя, мол, штраф нарушителям 140 евро. Ехать дальше некуда, возвращаться тоже, т.к. у нас забронирован отель на другой стороне залива. Руки невольно опускают, мы собираем наш  велосипедно-военный совет. Ехать по автомобильной дороге нельзя —  запрещено, и нас точно сдадут местные за эти 10 км. Наплевать на штраф и ехать, может в воскресенье полиция тоже отдыхает? Ловить грузовую попутку, чтобы нас перевезли? Вызывать такси? А что делать с великами? Но хозяин кафешки спасает нас сообщением, что он позвонил и за нами приедет бесплатный автобус, который перевозит велосипедистов через этот участок. К нам присоединяются еще 3 велогонщика на мощных шоссейниках. И вот в такой компании мы переправляемся. Юля очень рада, т.к. на 10 километров нам сегодня меньше крутить педали.

Место заседания велосипедного совета — дамба в Северном море.

Грузимся в велоавтобус.

15 минут и мы на другом берегу, мчим мимо реплики корабля Ост-Индской компании. Эти корабли перевернули всю мировую историю.

Какая-то голова, засиженная детьми.

После сытного обеда с луковым супом (я успешно избежал этого блюда в Париже, а тут по незнанию языка нарвался) мы выезжаем на финишную прямую. Обычная сельская картина: поля, каналы, буйство зелени.

Остаток пути мы проводим по дорогам между полей и пастбищ, переживаем волнительную встречу с коровами, которые не хотели уступать нам путь.

Тюльпановые поля уже убраны. Даже жаль, хотелось бы увидеть эти красивые цветные картины.

Мы добрались до нашего отеля. Тут вполне мирно. Даже вон гусь со свиньей подружились, наговаривают же люди всякой ерунды про этих настоящих дружбанов.

Из окна видно гнездо аиста. Национальный парк находится прямо перед нами, поэтому тут очень тихо, зелено, поют птицы.

Никаких тебе шумных магистралей, только велодорожки. Кстати, они все пронумерованы и можно легко проехать всю страну, следуя указателям. 

На следующий день нам остается последняя часть пути в 55 км до городка-крепости Нарден, потом замок Мёйдерслот и уже затем Амстердам.

Нарден сногшибательно выглядит на карте в форме зубчатой звёздочки.

Городок маленький, буквально 10 улиц, строго и ровно пересекающих друг друга. Памятник Донору.

А вот и эти «зубья» бывшей крепости. Это сильно напоминает Кронштадт.

И последняя остановка на сегодня — замок Мёйдерслот.

Мы садимся за столики для пикника, достаём сладости и последнюю кружку с горячим чаем. Можно любоваться замком, подкармливать уток остатками бутербродов.

Нам остаётся 10 км. до Амстердама. Наша 160 км. поездка по стране Велосипедии закончена. И что-то мне подсказывает, что я вернусь сюда ещё раз.

Комментарии

  1. Роман:

    отличный велотур, надо его масштабировать 🙂

    [Ответить]

    Алексей Прищеп Reply:

    Погнали летом по Ленобласти или в Финляндию

    [Ответить]

Your Comment