Сардиния

Сентябрь — это, наверное, мой самый любимый месяц для путешествий. Все уже вернулись после отпусков к работе, на учебу, привезли детей от бабушек. И освободили места в самолётах, на пляжах, в хороших гостиницах и курортных ресторанчиках. Вот и мы летим на Сардинию. Уже не будет жары под 40 градусов, стояния на головах на пляже и драк за шезлонг и зонтик. Хотя мы с Ромой летим совсем не за этим собрались.

У нас традиционный сентябрьский пеший поход (хайкинг) по горам, чтобы просто гулять, разговаривать, дышать свежим воздухом. Горы на Сардинии не очень и высокие, самый пик — 1833 метра. Мы как раз пролетаем на самолёте местность, по которой и будем ходить завтра, поэтому с любопытством разглядываем скалы.

Фотоаппарат я решительно отказался брать: всё-таки 2 кг чистого веса на спину сильно не хотелось добавлять, поэтому рюкзак без воды весит всего-то 5,5 кг. Красота!
Из практических советов скажу в самом начале, если кто-то захочет побывать на Сардинии, тут туго с общественным транспортом. Автобусное сообщение + жд, но как-то всё не очень удобно, довольно редко и рано заканчивается. Берите машину напрокат. Это дешево и быстро. Дороги тут отличные, место для парковок всегда найдётся.

Умилительные таблички на домах.

На Сардинии всё очень по-домашнему хорошо. В отелях о нас старательно заботились, холили и лелеяли, угощали комплиментами. Было приятно, поэтому смело рекомендую частное жильё, а не большие отели. Наша первая остановка после аэропорта, 2 часового ожидания автобуса и 4-х часового переезда с пересадкой — это Доргали. Уютный небольшой городок.

Наевшись итальянских колбас и сыров на завтрак, закусив инжиром (он тут сильно популярен) и выпив по чашке капуччино, мы идем пешком в сторону моря. Буквально 10 километров через горы и мы попадём на пляж.

Особенно приятно пройти сквозь длинный (метров 80) тоннель, выдолбленный еще в какие-то древние века, а не лезть по горе.

И сразу на выходе совершенно другая панорама. Морской воздух, солнце, приятный ветерок.

Сегодня легкая, примерочная прогулка.

Но всё-равно встречаются красивые виды. Дерево-бонсай на участке скалы в гордом одиночестве.

Традиционное сардское укрытие на ночь, если вдруг заплутаешь.

Внутри довольно цивилизованно. Место для очага, небольшие запасы еды и воды, дрова, итальянский кофе. Если вы устали, хотите устроить пикник, приготовить пищу — это очень кстати.

Снимаю только на телефон, поэтому некоторые детали будут плохо видны. Мы двигаемся по треку, сверяясь вот с такими рукотворными столбиками по пути. Так в горах отмечают маршрут.

Первая цель на сегодня дойти до знаменитого Голубого грота. Идётся легко, ноги свежие, мы наслаждаемся солнцем.

И вот часа через три мы уже стоим и смотрим в эти лазурные воды. Как удачно в тон, я надел бандану и поло. Что отличает продуманного путешественника от любителя? Внимание к деталям.

С горы можно спустится по лестнице до самой воды.

Самое время устроить себе пикник и перекусить.

А вот теперь и на пляж. Это пересохшая дельта реки. С реками и пресной водой на Сардинии туговато, конечно. И в период дождей (должен же он здесь быть) речушка оживает, но сейчас можно завалиться на крупном песке, подставив ступни в теплую набегающую волну.

Скажу честно, в тот момент я завидовал сам себе, настолько хорошо было полёживать на песке. Мы прошлись ещё вдоль берега и посмотрели другие пляжи. Большой разницы между ними нет. Где-то чуть больше камней, где-то поменьше, на некоторых можно отдыхать с собаками.

А в отель вернулись через гору, но уже другим маршрутом по живописной тропинке.

На второй день нас ждал довольно длинный переход из Доргали к горе Горропу. Мы загружаем свои рюкзаки, набираем воды и бодро шагаем по дороге через местные фермы.

Иногда нас пытаются подвезти, но мы отказываемся. Фермеров много, идёт сбор виноградника.

Мы и сами не выдерживая такого соблазна: я срываю тайком одну маленькую веточку, чтобы прямо съесть эти тёплые сладкие ягоды. Вкусно!

По проселочной дороге идётся быстро, но скучно, поэтому мы проглядываем карту и решаемся пройтись по горам. Тропа давно заброшена, поэтому нам приходится в одном месте перелезать через сетку, отдирая колючие ветки. Но зато мы добираемся до горы Листинку, устраиваем привал, любуясь долиной внизу. Мимо проносится небольшое стадо шумных диких козлов.

Тропа стала маркированной и как-то морально легче теперь идти, словно, кто-то рядом с тобой в этом нелегком пути.

Полдень миновал, но жара почти невыносимая. С меня ручьями течет пот, кстати, поэтому некоторые фотки вышли не очень, т.к. объектив телефона просто запотел. На фотографии снизу хорошо видно гору с которой мы спустились.

Прохладная горная речушка так заманчиво журчит! Я набираю воды во все бутылки, а потом и сам залезаю в эту холодную купель. Как же хорошо лежать под шум водопада и остывать. И пусть весь мир подождёт!

С этого пункта появляется уже много туристов. Некоторые идут в кроссовках и в сандалиях. Тут дорога значительно легче. Мы идём к главной достопримечательности Сардинии — каньону Горропу.

Мне трудно пояснить словами, да и фото не передает ощущения от этой природной махины: узкая полоска, пробитая рекой в гранитных скалах. 500-метровые стены неимоверно давят на тебя. Если туда войти, конечно. Мы смотрим только с краю, т.к. уже 5 вечера, а нам еще часа 2-3 идти до отеля. И надо успеть на ужин.

Но тут очень красиво! Если поедете, то советую доехать до бара Bar SA BARVA. И оттуда за 1,5 часа дойти до каньона, прогуляться часок там, передОхнУть (в этом слове вы потом сами поставите нужное ударение в зависимости от своего состояния) и 2 часа на обратный путь. В баре поужинаете, выпьете вина и на пляж встречать закат или в теплый отель.

Ну это я сейчас бы так сделал. А мы продолжаем идти. Дорога даётся с трудном, но зато и виды шикарные.

В отеле нас ждет горячая вода, большой ужин, пол-литра отличного белого вина, белые накрахмаленные простыни… Трудно отказываться от благ цивилизации.

А утром нас ждёт новый путь по самой горе Горропу. И вроде бы ничего не предвещало беды. Отель побаловал нас даже арбузом на завтрак, мы в благостном настроении переходим дорогу, тут встречаются нам стадо козлов. Сыры на Сардинии, кстати, очень вкусные.

Пейзажи космические!

Мы постоянно карабкаемся вверх, идём опять по очень плохой тропе и, наконец, доходим до каньона, но только мы сверху этого гребня.

В этот день нам надо было пройти до Олиены, это почти 31 км, но мы устали, тропа почти исчезла, периодически приходится штурмовать скалы и речки, вода начинает заканчиваться. Мы принимаем решение сменить трек на более короткий. И спускаемся в каньон. К сожалению, родник пересох и мы не можем набрать свежей воды.

Жарко, воды почти нет, мы устали, надо поесть, но сил уже нет.

Тут тихо и красиво. Но мне как-то беспокойно.

Отличные замысловатые выветривания!

Нам нужно пройти всего-то 2 км до конца каньона к роднику с чистой холодной водой. Но тут встречается препятствие: отвесные скалы и озеро. Перейти его можно, т.к. там натянуты тросы, но нужно оборудование для альпинизма. Мы немного рискуем: у нас нет ни тросов, ни страховки, ни веревок. Но на руках мы преодолеваем это препятствие.

Радостные мы двигаемся дальше, остаётся буквально 1,5 км. Но тут второй порог, мы долго ищем проход к нему, пролезаем через туннели, прыгаем по скалам. И садимся на совет: лезть ли ещё раз по отвесной 20-ти метровой стене? Вроде в скалу вбиты скобы в нужных местах, есть цепи. Но у нас с собой рюкзаки, мы в трекинговой, а не скальной обуви. Уже вымотались прилично. А возвращаться назад — это часов 6 пути. Воду осталось на 3-4 глотка. И главное, что мы не знаем, сможем ли мы пройти дальше. Поэтому мы грустные, но благоразумные, идём назад. За пару часов мы возвращаемся в укрытие, но там тоже нет воды.

Зато находим 2-х пастухов, которые приехали сюда по какой-то дороге на машине и обещают нас отвезти через пару часов, если мы их подождём. И оставляют нам 1 литр воды. Ох, какая же она вкусная!

Мы снова держим совет и решаемся на немного авантюрный, но всё же вполне реальный план: идти в отель напрямую через гору, а не в обход. В обход примерно 3 часа, а напрямую всего-то 2. Но зато на 1,5 километра пути будет подъем прям по скалам на 600 метров вверх. Умный в гору не пойдёт, а мы пошли. Мы торопимся, солнце уже садится, воду выпили почти всю. Отель у нас забронирован совершенно в другом городе. Как-то туда ещё надо добраться или  ночевать уже здесь, в Горропу.

Спустя 10 часов мы возвращаемся в ту же точку, откуда и вышли утром. Обидно, но и не так уж важно. Мы живы, тут есть вода, еда и люди. Мы ловим машину на трассе и два добрых человека везут нас в Доргали, откуда как бы ходит автобус в Олиену.

А автобуса-то и нет, такси не ездит по таким маршрутам. И вот в 9 вечера мы идём снова ловить автостоп. Даём установку на 20 минут. Шансов совсем немного. Ну кто ночью будет подвозить 2-х  странных мужиков с рюкзаками? Знаете кто? Одна милая немецкая пара, возвращающийся с пляжа к себе в отель. Взяли и подвезли, сделав крюк в 20-25 км, чтобы добросить нас до Олиены. Мы сообщаем хозяйке, что приехали и заваливаемся спать. Тяжелый день позади. Нужно лучше планировать маршруты, — думаю я, проваливаясь с беспокойный сон.