Москва. Ордынка и Крутицы. Протяженность: 6-7 км. Время прогулки: 2,5 — 3 часа.
Весна стучится уже в окна солнечными лучами, поэтому мы отправляемся на прогулку по Москве. Сегодня мы идём гулять в район Ордынок, Пятницкой улицы и Крутиц. Маршрут такой:
Выходим из метро Новокузнецкая. Раньше вот тут стояла красивая церковь Параскевы Пятницы, что и дало название улице Пятницкой, а теперь вестибюль метрополитена.
Воробушки греются, памятники обнимаются.Весна!
Ресторан выставил самовар на улицу.
Ну вот и первый объект. Доходный дом «колбасного короля» Григорьева. Прямо недалеко от этого дома была и колбасная фабрика, изделия которой поставлялись ко двору императора и даже экспортировались за границу. Представляю, какие тут запахи стояли, когда вялилась колбаса.
Образ Лорелеи в виде лепнины на здании.
Мы движемся по Черниговскому переулку к церкови усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Через тернии, так сказать, к звёздам.
Бывшая мужская гимназия Касицына, а теперь Международный Фонд славянской письменности и культуры, в переулке.
Отличный красивый дом!
Наконец, по кривому переулку мы доходим до церкви. Здание очень старинное, аж в 1514 году её построил итальянский мастер, правда, потом её сильно перестроили и от итальянского творчества не сохранилось почти ничего. Вот и сейчас в ней вовсю идёт ремонт, поэтому мы недолго задерживаемся, на секунду заглядываем внутрь и идём дальше.
Мы снова выходим на Пятницкую улицу. После ремонта тут стало очень хорошо. Прямо я и не думал, что можно сделать настолько замечательно. Всем рекомендую прогуляться!
В конце улицы виден Собор Василия Блаженного.
Но мы поворачиваем на Большую Ордынку, как из названия понятно, что именно отсюда шли обозы с данью в Золотую Орду. А людей, которые занимались такой перевозкой, звали ордынцами, отсюда и пошло название улицы.
Прекрасная усадьба с кучкой снега прямо в середине двора.
Прямо напротив, в доме 20 по улице Б. Ордынка, можно заглянуть в церковь Богоматери всех скорбящих Радости. Говорят, что при её закрытии большевиками из церкви было вывезено 65 кг. чистого золота.
Мы сворачиаем к метро Третьяковская и доходим до храма Климента Папы Римского. Ох, после реставрации внутри просто обалденно. Ну очень дорого! Кстати, Климент — это римский Папа, почитаемый и католиками, и православными. Недалеко от храма сделали замечательную площадку, где можно посидеть.
Или даже перекусить.
Мы снова возвращаемся на Ордынку. На стенах дома номер 25 (первая автоматическая телефонная станции в Москве) даже есть мозаика. Многие храмы на этой мозаике снесли или разрушили. Прямо хоть историю прослеживай.
Храм Николая Чудотворца в Пыжах — следующий объект. Храм был построен стрельцами. Кстати, на верхушках крестов есть маленькие коронки, что показывают принадлежность к стрельцам. Сфотографировать поближе забыл.
Мы останавливаемся у дома №34 по улице Большая Ордынка. Странное розовое существо глядит на нас. Мы заходим внутрь. Это Марфо-Марьинская обитель. Её построила жена брата Александра III Елизавета Федоровна после того, как её мужа убили террористы в 1908 году.
Для строительства обители княгиня продала все свои драгоценности.
Но уже в 1918 году Елизавету арестовали и сбросили заживо в шахты Алапаевска вместе с другими членами царской семьи.
Мы проходим мимо храма Екатерины на Всполье, построенным по обету Екатерины II, произнесенному во время её коронации.
Внезапно я вижу деревянный домик. До боли знакомый, но как-то раньше не обращал на него внимания. А ведь в этом здании я пару раз бывал и попивал вкуснейший испанский сидр. Совсем иначе выглядит всё здание, когда смотришь на него другим взглядом.
Мы гуляем дальше. Наследие советской эпохи. Зданию дали орден.
Проходим несколько домиков.
И возвращаемся, словно по кругу, на ул. Пятницкую. Переходим её и идём в Вишняковсковский переулок. Проходим мимо храма Живоначальной Троицы в Вишняках.
Вроде бы обычные жилые дома.
Ох, как это напомнило мне голландский Лейден. Там тоже на стенах домов были стихи.
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
М. Лермонтов.
А это дом, в котором по сценарию в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» жил Шурик.
Сворачиваем на улицу Бахрушина и перед нами Павелецкий вокзал. Почему-то никогда не видел его в такой перспективе.
Мы доходим до здания, в честь владельца которого и названа улица. Собрание предметов театра купца Бахрушина стало основой для коллекции Государственного театрального музея.
Мы пересекаем Водоотводный канал, проходя мимо «Дома музыки», и по набережной идём дальше.
Ещё слишком серо, слишком грязно и пыльно, но весна уже чувствуется даже на этих замызганных улицах. Наша следующая остановка — Новоспасский монастырь.
Высоченная колокольня у входа в монастырь.
Спасо-Преображенский собор выглядит сейчас очень просто снаружи. А ведь раньше монастырь был превращён в филиал Таганской тюрьмы. Заключенных расстреливали и хоронили со стороны Москва-реки.
Часовня княжны Таракановой, по слухам внебрачной дочери императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского. Здесь же она и похоронена.
В монастыре людно, особенно возле трапезной. Кто-то прогуливается возле храмов и ведёт неспешные разговоры. Отец привел ребёнка и показывает здания и стены, что-то рассказывает.
Свежий памятник Николаю II. Что-то модно стало ему ставить памятники. Интересно, за какие такие заслуги?
Ну и последняя точка путешествия: Крутицкое подворье.
Недовосстановленные стены и здания дышат историей.
В 1612 года, когда поляки захватили Кремль, то именно Успенский собор в Крутицах стал духовным центром. Именно тут ополченцы целовали крест и клялись изгнать поляков. Мы садимся на скамейку, смеркается, прогулка подошла к концу. Ещё несколько минут, потом мы встанем и пойдём к ближайшему метро и наша прогулка закончится. По пока эти мгновения не истекли, ещё можно представить, как крестьяне идут с богослужения в нарядных рубашках, как женщины, выходя из ворот, истово крестятся и из-за этих древних кирпичных стен льётся малиновый колокольный звон.