Три дня в горах Приэльбрусья

Уллу-Тау, Адыр-Су, Куллумкол-Су, Джайлык, Койафган-баши. Вам тоже ничего не говорят эти названия? Вот и я узнал их совсем недавно. И остался впечатлён, они заняли достойную полочку в моих воспоминаниях.

Итак, однажды я углядел чьи-то фотографии этих мест и услышал про прекрасные пешие маршруты в долине реки Адыр-Су. Поэтому, немного посомневавшись, купил билеты, составил маршрут, собрал рюкзак и полетел в Нальчик. Пешеходить решил в одиночку.

Вышел из аэропорта, заказал такси, купил газ и вернулся на автовокзал. А там на маршрутке 2 часа ходу по поселка Верхний Баксан. От трассы до альплагеря Уллу-Тау идти пешком 12 километров с постепенным подъемом в гору. Но мне повезло и меня подхватил местный водитель с базы. Поэтому вместо 3-4 часов, я уже через час был на месте. Кстати, прям на выходе с трассы стоит пограничный пункт и пускают только по российским паспортам.

Солнце ещё не село, а виды возле альплагеря были потрясающие!

Альплагерь Уллу-Тау находится на высоте 2300 метров, поэтому тут довольно прохладно вечерами и ночью, вчера даже сыпал снег. И это-то 10 июня! Поэтому я не рискнул оставаться в палатке, а снял номер в коттеджном домике. За 1100 рублей у меня был крохотная комнатка с большим окном и видом на гору, холодная вода, вечером даже горячая. А из роскоши — медленный интернет с 19-00 до 22-00.

Немного прогулялся вдоль реки, дошел до другого пограничного поста, дальше которого можно идти только по пропуску ФСБ, который надо получать заранее, что я и сделал ещё в начале года.

В первый же день меня ждал крайне сытный ужин из шурпы с головкой чеснока на 1 тарелку, хычинов и салата, поедаемого в темноте. Света в этот день не было, т.к. не работал дизельный генератор. Пришлось лечь спать аж в 8 вечера.

Поэтому и проснулся в 4 утра и решил сразу же выходить на свой первый маршрут до Местийских ночёвок. На пропускном пункте не было пограничников, спали без задних ног, наверное. Поэтому я просто пошёл дальше, обогнал стадо коров и вышел на заметную тропинку вдоль реки.

Навигации в пути особенной не требуется: идешь всё время вверх по течению реки. Но иногда приходится попрыгать, чтобы обнаружить тропку. Возможно, что сходы лавин или обвалы сдвигают камни. Поэтому цветовая маркировка бы тут точно не повредила.

Гигантский слизень см 15-20.

Идти в одиночестве было бесконечно приятно. Солнце начало пригревать и после утренних +5 стало жарко. Через пару часов меня накрыло легкое облачко, но тут же прошло мимо.

Прогулки в горах прекрасны постоянно сменяющимся пейзажем. Где-то вот за этим хребтом Грузия. Буквально 2 километра до границы.

Наконец, я вышел на финальный хребет, через который перебегал горный тур. Он за 1 минуту преодолел такое расстояние, что мне бы потребовалось бы минут 15-20, чтобы дойти до него.

Хребет уперся в ледник и высокую гору. Это была конечная точка моего маршрута на сегодня, поэтому я устроил тут пикник на жарком солнце, продуваемый ледяным ветром с горы Уллу-Тау.

Буквально через 6 часов после старта я уже вернулся в лагерь. Пообедал, помылся неожиданно теплой водой и решил, что можно прогуляться сегодня еще и на «Зеленую полку». Это прямо напротив лагеря, не очень далеко, но с резким вертикальным подъемом к водопадам  и зарослям рододендрона.

Взобрался уже с ощутимым трудом, т.к. начало ныть колено от сильно нагрузки. Конечно,  треккинговые палки помогают в пути, но всё-таки ходить в горах сильно сложнее, чем на равнине. Завалился на изумрудную траву, спрятавшись от холодного ветра и под звуки природы, ощущая себя песчинкой на краю мира, начал любоваться видом с с высоты на  мой утренний маршрут. Тут он открывался как на ладони.

Цветущий рододендрон.

Пятна лишайника на камнях.

Зато на следующий день меня ждал, гораздо более длинный маршрут к Кичкидарским ночевкам вдоль реки Куллумкол-Су — около 6 км и подъемы-спуски на 1 км. И ещё столько же идти обратно. Тропа началась от заброшенного  лагеря Старый Джайлык, который смыла сель в советское время. Лагерь так и не стали восстанавливать. Раньше, что Уллу-Тау, что Джайлык, принимали по нескольку тысяч туристов за сезон, а вот сейчас раз в 10 меньше.

Солнце только выползло из-за гор, поэтому неимоверно слепит мне глаза.

Камень на распутье. Направо пойдешь…

Внезапно из долины открывается прекрасный вид на Эльбрус.  Великолепная погода для восхождения на эту вершину.

Через час я натыкаюсь на целое стадо горных туров, боязливо обхожу их стороной. Всё-таки их много, а я один.

Еще немного и поднимаюсь к Мёртвому озеру. Оно всё снегах и льдинах. Очень красиво! Хотя мне и страшновато стоять на леднике на краю пропасти. Я тут один и помощи ждать явно неоткуда.

Буквально минут 30 бодрого, но тяжелого подъема, который забирает у меня последние силы, я поднимаюсь до Живого озера на высоте около 3000 метров. Оно ещё совсем замёрзшее.

Конечно, я жалею, что не взял приличный фотоаппарат, а снимаю на телефон. Передать красоту гор у меня не получается.

Да, и не могу объяснить, как это стоять на краю гигантского обрыва,  опираясь в 4 километровую скалу, и слышать протяжный крик или плач хищных птиц над головой.

Пора и в обратную дорогу.

Я очень вовремя успеваю вернуться в лагерь, прямо с первыми каплями дождя. А вот мои соседи-альпинисты приходят чуть позже и потом пытаются сушиться возле огня.

Покидать лагерь даже не хочется, потому что ещё остались неисхоженные тропки, потому что тут удивительно спокойно и размеренно. Что-то такое, почти мистическое, тут есть.

На третий день мне уже надо выходить из лагеря, чтобы к вечеру успеть в Нальчик. Адыр-Су становится шумной и грозной рекой, хотя буквально позавчера я дошел до самого истока, где лишь тоненький ручеёк вытекал из-под ледника.

Меня снова любезно подвозит до подъемника попутная машина, поэтому я экономлю 2-3 часа времени и решаюсь зайти в Верхний Баксан и подняться на гору Сабамык (1975 метров). Буквально за час и я уже на вершине в пелене тумана и дождя. Мокрый, но счастливый. Последний минуты наедине с природой и с самим собой.

А теперь пора вниз: к такси, автобусам, горячей воде, интернету и ароматным шашлыкам.

Нальчик — не самое туристическое место в России, но тут есть горы, минеральные воды, вкусная еда, колоритные местные жители.

Бесплатные минеральные источники.

Поэтому я довольно приятно провожу вечер в городе. Внезапные козочки в самом центре города.

Уголки Атажукинского парка иногда напоминают поля Среднерусской возвышенности.

Но парк шикарен! Мне кажется, что это лучшее место в городе, рекомендую для посещения.

Поедаю мороженку, наслаждаюсь погодой.

Не могу сказать, что встречаю что-то прям необычное в Нальчике, но городок явно приятен.

Заруливаю на рынок, покупаю пару сыров сулгуни и один адыгейский. Буду дегустировать уже дома в Москве.

Нальчик местами очень контрастный.

Ну вот и закончилась моя прогулка. Сегодня утром я еще был в горах и пил хрустальную воду из горного ручья, в обед стоял на вершине горы в Верхнем Баксане, а вечером поедал шашлык в самом центре Нальчика. Разнообразный и насыщенный день!

Ну и для желающих видеоконтент: