Не могу сказать, что я прям рвался посетить Пензу, Саранск и Арзамас. Но отсутствие нормальной возможности попутешествовать по миру, наличие свободного времени и дикая антиковидная политика и стали причиной этого путешествия по Поволжью.
Но первое впечатление от Пензы оказалось смешанным. Это центр города, если что.
Ну, дальше должно пойти всё полегче, подумал я. Вот и первая достопримечательность — светофорное дерево. Говорят, что мэр Пензы побывал в Лондоне и проникся этой идеей, а в городе как раз меняли светофоры. Вот вам и инсталляция. Жаль, что днём дерево не горит.
Выходим к зданию Драматического театра им. Луначарского. Какая-то странная металлическая конструкция в цветочной клумбе.
Красотища! Даже Белинский немного приуныл на её фоне. Странно конечно, но именно Белинский и Луначарский пока лидируют в хит-параде известных людей в Пензе. Критик и министр вышли на первые роли. Любопытные интересы у пензяков, однако.
Но некоторые здания прям действительно хороши. Гостиный двор, например. Прямо открытка!
Ну, и главная достопримечательность Пензы — Московская улица. Пешеходная аж на 2 километра. Такая перспектива открывается до самого Спасского собора.
И других посмотреть, и себя показать, и даже поесть. Здание старинного Мясного пассажа немного закрыто рекламой. Но выглядит как небольшая старинная крепость.
Памятник так и манит взяться за колечко.
И даже Ленин вот куда-то намылился идти. К светлому будущему, наверное.
Прекрасное здание Рыбного пассажа.
Хороший памятник «Пензяк Толстопятый» по фразе, якобы, Суворова А.В., который был удивлён, что солдаты родом из Пензы не натёрли себе мозоли в длинном альпийском переходе из-за носков с двойной пяткой. Всем советую толстые синтетические носки для длинных прогулок.
Местами лепнина на зданиях очень даже богатая!
Арт-объект «Градусник» показывает всего-то 26 тепла на 9 утра. А сегодня ожидается 31 в тени. Да… Нелегкая прогулка нам предстоит сегодня.
Мозаичное панно «Кандиевское восстание» может и было впечатляющим в былые годы, но сейчас смотрится странно прилепленной к стенке старинного здания.
А это странноватый памятник «Радушный кентавр», развёрнутый телом назад. Да ещё и с дырой в груди. Ничего не понял из замысла художника.
Памятник часам с кукушкой. Собственно, в Пензенской области был единственный завод в СССР, который делал механические часы с кукушкой.
Старинный деревянный дом с памятником.
Карабкаемся вверх по холму. Уже так жарко, что просто лениво куда-то идти, тем более вверх. Поэтому сворачиваем в Троицкий женский монастырь. Но тут ремонт полным ходом, смотрим только краем глаза и идём дальше.
Памятник первому переселенцу. Именно на этом месте и возникли первые дома Пензы.
Купола Спасского собора красиво отливают на солнце.
Остатки земляного оборонительного вала Пензы с небольшой пушкой и стилизацией крепости.
Мы доходим до купеческой усадьбы лесопромышленника Тюрина.
Внутри за домом есть чудесная лавочка, где можно посидеть и отдохнуть от городской суеты.
И мы возвращаемся в центр города.
Отличная колокольня.
У нас запланирована небольшая экскурсия в дом-музей Мейерхольда. Это родительский дом, где будущий режиссёр провёл детство и юность.
В самом же музее есть ещё и небольшой театр, и даже можно попасть на представления, если побеспокоиться заранее о билетах. Но самое печальное во всей экскурсии — это копии приговоров и свидетельства о смерти. Маховик репрессий не миновал и Мейерхольда.
Страшные вещи — эти документы. Когда в графе «причина смерти» стоит прочерк. «Расстрелян после пыток» не поднялась рука архивариуса написать? Много думаю, почему он не уехал, почему, почему…
Ну и чтобы не заканчивать на такой печальной новости, мы идём на набережную реки Сура.
Чтобы немного посидеть, полюбоваться на пешеходный мост. Сначала Пенза показалась мне какой-то неуютной, с плохой инфраструктурой, с ужасными старыми троллейбусами, разбитыми тротуарами и неухоженными зданиями. Но сейчас, вспоминая прогулку, я думаю, что город был очень даже ничего. Есть куда стремиться, что ещё отремонтировать и построить. Вполне обычный русский городок в центре России, такой же, как и мы все.
«Страшные вещи — эти документы…» — А чего удивляться прочерку? Даже сейчас полно сталинистов, что уж говорить про 1987 год. Но если сотрудник ЗАГСа и не сталинист, то руки лишний раз не поднимет, конечно -))
[Ответить]
Алексей Прищеп Reply:
Август 25th, 2021 at 13:17
Страшно, что в бумажке — это просто прочерк. А до этого прочерка человека пытали, били, ломали пальцы, лишали сна, опускали под воду, пока он не начинал задыхаться. Чтобы он подписал просто всё, что ему скажут. А потом мешок на голову и к стене… Вот это страшно.
[Ответить]
Спасибо за экскурсию, Лех.
[Ответить]