Каждый раз проезжая по Ленинградскому проспекту из центра Москвы куда-то на северо-запад в сторону Петербурга, я замечал прекрасное неизвестное здание (Ленинградский проспект, д. 40). Любопытство, как известно, сгубило кошку, а также, что менее известно, уменьшило мой бюджет на 550 рублей. 400 руб. — это посещение сего здания и 150 руб. — разрешение на фотосъемку. Зато я теперь знаю, что это Петровский Путевой дворец, что билеты в него надо приобретать в Мосмузее на Зубовском бульваре, д. 2 заранее и что тут можно и переночевать и церемонию бракосочетания провести.
Ну обо всём по порядку. Внутрь, конечно, просто так вас никто не пустит, зато вот можно сначала прогуляться снаружи и посмотреть на отреставрированный памятник 18 века.
Ещё и погода такая замечательная выпала на эти осенние выходные.
Итак, билеты в кармане, почему-то пропускают только с паспортом. Но двери распахиваются и мы попадаем на территорию дворца вместе с группой и экскурсоводом, бодро рассказывающим о Екатерине, которая задумала построить тут дворец.
Сказано — сделано, и буквально за пять лет архитектор Матвей Казаков построил тут отличный замок для веселия царского. (Он же строил и здание Московского университета на Моховой улице, и здание Сената в Кремле). Тут архитектор повеселился на славу: и тебе башенки византийские, и окошки мусульманские, и звезды индийские, и пирамидки египетские.
Собственно, дворец строился с одним умыслом: дорога из Петербурга в Москву занимала семь долгих дней. И вот пока лошадки скачут по нашим дорожкам, а хоть ты и царь али царица, то растрясут тебя по нашим колдобинам очень и очень знатно. Что до сего дня и не изменилось почти. Ну не гоже в таком виде из северной столицы являться в Москву и показываться перед боярами. Надо заехать во дворец, баньку там принять, платья сменить, свежей пудры в парики насыпать.
А так венчание на царствование проходило традиционно в Москве, то каждому императору или императрице пришлось посетить этот дворец. И Екатерина II Великая и Николай II, редкий неудачник, Россию разбазаривший, тут побывали, прежде чем в Триумфальную арку въезжали, что ранее на Тверской заставе (площадь Белорусского вокзала) стояла. Нонче ведь копию соорудили на Кутузовском проспекте.
По газонам и парку цари хаживали, веерами обмахивались, да на придворных цыкали, ежели не ту осетрину к обеду подавали.
И было тут в общем-то всё хорошо да гладко, пока на Русь-матушку не пошел поганец малорослый, с Корсики гористой родом, нраву буйного и гордыни великой, Наполеонушка, гадёныш-Бонапартушка.
Въехал он торжественно, сидя на белой кобыле в Москву, и думал: «Ох, варваров этих северных покорил». Можно и об Индии подумать.
Но народ русский не стерпел басурманина, да и поджёг Москву. Полыхала Москва уже на следующий день аки океан великий, что пришлось Наполеонушке бежать в Петровский путевой дворец. Так бежал, что почти голышом прискакал в разоренный своими же солдатами замок. До того разорили супостаты дворец царский, что даже императору Франции пришлось спать на подоконнике, шинелью укрывшись.
А Москва горела и горела, да и выгорела вся. Наполеона и след ужо простыл из Отечества нашего. И пришлось заново ремонт затеивать. Паркет из драгоценных досочек выкладывать.
Люстры хрустальные вешать к потолкам высоким.
Украшать терем резьбой затейливой.
И пошла тут праздная жизнь во дворце. Театры и пьесы показывают.
От обедов званных столы ломятся.
Свечей жгут не жалеют, не лучиной ведь хоромы царские освещать.
Балы роскошные закатывают под музЫку-то бравурную и вальсы венские.
Ножки девиц незамужних так и скользят по паркету царскому в окружении сапог гусарских, что до блеска начищены денщиками и служками.
А на улице прохожие любуются на дворец, променад купцы чинные совершают под ручку с купчихами своими толстыми и дочерьми визгливыми.
А в парк дворца-то вход свободный, позаботилась уж императрица наша, матушка Екатерина, для народа радела, а не за счета оффшорные государством управлять села.
Поклон низкий ей за это жители России до сих пор говорят. И надеются всё ещё, что дом приемов города Москвы распахнет свои двери не только на экскурсии платные, а на скамеечки посидеть пустит служащих бедных, крестьян, из других губерний приехавших, полюбоваться красотами стольными, да дозволит мамашкам с детишками на лужайках играть и сиживать.
Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Спасибо тебе, боярин Алексей, за рассказ дивный! Повеселил:)
[Ответить]
Как всегда, интересно.
Что-то во дворце, кроме внешних стен, осталось подлинное или «лужковский новодел», как многое в Москве?
Интересно, что именно здесь Наполеон ожидал ключи от сгоревшей Москвы.
[Ответить]
Алексей Прищеп Reply:
Октябрь 17th, 2013 at 09:47
Честно говоря, внутри исторического осталось очень мало, так как сначала всё разрушили в 1812 французские солдаты, но потом всё восстановили. И еще раз полная разруха ждала дворец в 1917. Ну и в завершении дворец передали академии Жуковского данный объект для «утилизации». И хоть именно в этих стенах учились космонавты Гагарин и Титов, с бывшим дворцом обошлись очень и очень не ласково6 стены долбили, паркетом топили печи и т.д. Поэтому сейчас дворец — это некая красивая оболочка, а внутри крайне мало предметов и вещей. В основном, стены, паркет, потолки да и пара исторических зеркал.
[Ответить]